Главная > Вышивка для русского народного костюма

Вышивка для русского народного костюма


Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Цель урока: познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном.

Задачи:
1) сформировать понятие об орнаменте;
2) обучать импровизации при решении творческой задачи, используя различные материалы;
З) создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у обучающихся;
4) воспитывать умение работать в малом коллективе (парах);
5) способствовать формированию любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Инструменты и материалы:
для учителя: изделия с вышивкой народных мастеров, образцы орнаментов; музыкальный ряд: русские народные песни;
для учащихся: заготовка для фона из белой бумаги, клей, ножницы, квадраты из красной бумаги размером 1х 1 см для мозаики.

Ход урока

1. Организационный момент

-Эта лучше всех палат! Здесь лежит несметный клад. Не для злючек-белоручек, а для бабушкиных внучек! Запирайте нас на ключик в этом сказочном ларце! У бабуси во дворце! Ей подарим в день рожденья: кружевной воротничок, с петухами рушничок!

-Сегодня на уроке мы будем создавать
эскиз орнамента русского народного костюма.

-Как понимаете слово эскиз?

II. Актуализация знаний учащихся

  1. Беседа о вышивке

    - Девочки! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.

    Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Все женщины вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень вышивка для русского народного костюма уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.

  2. Исполнение русской народной песенки

Ученица исполняет русскую народную песенку в национальном костюме.

На горе-то стоит елочка.
Под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Всё сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко.
Во правой руке - иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое
Что приданое немалое.

III. Объяснение нового материала

  1. Формы и мотивы русских вышивок

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узорами. Украшение костюма - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Глядя на вышивку одежды можно было рассказать о судьбе женщины:
сколько ей лет, замужем ли она, сколько детей, как у неё со здоровьем, что-то просит ли она от богов или она только благодарит их.
- Вот, например, этот костюм носили женщины Орловской области. А костюм женщин других областей уже имел свои особенности. Так как... (Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл).

2. Культовое значение элементов орнамента

Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.

Образцы элементов орнамента

Берегиня - хранительница духа рода, посредник между богом и человеком, обереги, дороги жизни, дом, хозяйство, усадьба, плодородие, солнце, вода, Великое божество, конь - мужское русского начало, гонец солнца, птица пава - женский образ, дерево жизни.

- Давайте и мы попробуем прочитать орнамент на русском костюме.

- сарафан замужней женщины: квадраты – засеянное поле, сколько птичек - столько и дочек.Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты.

-Какие геометрические фигуры вы можете назвать, которые входят в орнаменты?

-Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений.

-Что мастерицы использовали для выполнения вышивки?
-Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже - металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству.
- А как вы думаете, используют ли современные художники наследие прошлого в своем творчестве?

-Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом. - И у нас в гимназии есть творческое объединение “Рукодельница”. Из нашего класса некоторые девочки занимаются в этом объединении и с удовольствием вышивают и работают бисером.

3. Понятие об орнаменте - Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде. Вспомним, что такое орнамент. На уроке риторики мы с вами создавали небольшой толковый словарь, и одно из слов было слово орнамент. Что же такое орнамент. Орнамент - (от латинского - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

VI. Практическая работа

1. Вводный инструктаж

- Орнамент будем выполнять в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги.

-Создаем орнамент в полосе, а также можно узор, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегиню, обереги с народной вышивки. Готовый узор прикрепляем к фону с помощью клея.

-Работаем парами. Работу начинаем с замысла. Совместно выкладываем узор, слушаем русские народные песни.

2. Текущий инструктаж

Проводится индивидуальная работа с каждой группой, уточняется композиционный замысел.

VII. Заключительный инструктаж

Окончание работы. Выставка и обсуждение работ

- Мы побывали в гостях у вышивальщиц древней Руси, узнали много интересного.

-А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их.

-Как вам работалось?

-Получили ли вы удовольствие от работы?

-В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. А на следующих уроках рисования мы продолжим знакомство с видами русского народного творчества.

VIII. Итоги урока

Выставление и аргументация оценок.

IX.Домашнее задание

Нарисовать фартук для своей бабушки, используя знания, полученные на уроке.

Список литературы

  1. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / Сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина.- Волгоград: Учитель, 2004.

Закрыть ... [X]

Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм - ПоясOK Фенечки из мулине схемы косого плетения фенечек


Вышивка для русского народного костюма Урок ИЗО в 3 классе «В каждом посаде в своем наряде
Вышивка для русского народного костюма Вышивка бисером русских костюмов и кокошника
Вышивка для русского народного костюма Народные костюмы 7Небо Творческая мастерская по
Вышивка для русского народного костюма Красота русского народного костюма
Вышивка для русского народного костюма Вышивка народного костюма
Вышивка для русского народного костюма Русский народный костюм : NoNaMe
Вышивка для русского народного костюма Cached