Главная > Что такое мастер класс заместителя директора

Что такое мастер класс заместителя директора


Представили:  Ямщикова Л.И., зав УМК руководящих кадров, Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров
Дата: 30.05.03

Сегодня мастер – класс рассматривают как одну из форм эффективного профессионального обучения, как учителя, так и руководителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего мастерства. Что же такое мастер – класс и какова особенность его проведения?

Мастерство – высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия.

Класс – учебная группа, состоящая из лиц, обучаемых по единой программе одним или несколькими учителями. (Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологий.)

М.М. Поташник, характеризуя мастер – класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей – учеников и дает следующее определение: мастер – класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Отличительной особенностью мастер – класса является то, что он является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей  по предварительной записи.

Учитель – мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач. В педагогической практике определен пошаговый алгоритм технологии мастер – класса:

1.                  Презентация педагогического опыта мастера.

Краткое обоснование основных идей технологии, описание достижений в работе Мастера, доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

2.                  Представление системы уроков.

Описание системы уроков, определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

3.                  Имитационная игра.

Учитель – Мастер проводит урок со слушателями, на котором слушатели играют две роли: учащихся класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

4.                  Моделирование.

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока Мастера, обсуждение авторских моделей урока.

5.                  Рефлексия. 

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей, самоанализ.

Мастер – класс, проводимый руководителем школы, имеет ряд отличительных особенностей:

·                                       Мастер, который представляет собственную систему работы, это директор школы;

·                                       Мастер – класс может охватывать одну из составных частей многообразной управленческой деятельности директора (учебно-организационную, воспитательную, контроль и руководство и др.);

·                                       Мастер – класс – это представление системы работы, поэтому в нем могут принимать участие и другие члены администрации школы, совхоза и т.д.;

·                                       Уроки в мастер – классе, проводимом директором школы, играют не ведущую роль, а служат приложением для раскрытия основной идеи. 

 

В 2002 – 2003 уч. году УМК руководящих кадров провел мастер – классы в различных зонах области.

-                                              «Школа и социум: взаимодействие и развитие» (из опыта работы Володарской СШ Первомайского района);

-                                              «Подготовка крестьянина – профессионала через профилизацию в сельской школе» (из опыта работы Ключевской СШ Беляевского района);

-                                              «Организация работы гимназии г. Бугуруслана в условиях модернизации регионального образования»;

-                                              «Профилизация сельской школы» (Новониколаевская школа Гайского района).

 

«Школа и социум: взаимодействие и развитие» (Володарская СШ  Первомайский район)

31 октября 2002 г. в Володаровской средней школе проходил мастер - класс для руководителей ОУ и заведующих РМК/ГМК. Данная школа была выбрана потому, что в 2001 учебном году она заняла 2 место в областном конкурсе «Школа 2001». Кроме этого данная школа показала неплохие результаты в ЕГЭ, и УМК руководящих кадров запланировал изучение опыта организации деятельности ОУ.

Сельские школы в районе являются центром культурной жизни социума. Население поселка невелико, и создание условий для получения качественного образования детям села, мало отличного от городского, – первостепенная задача для педагогических учреждений.

 На семинаре присутствовали руководители ОУ с заведующими РМК/ГМК (46 человек), представители 8 районов: г.Бузулук, Бузулукский район, г. Сорочинск, Сорочинский район, Курманаевский, Тоцкий, Красногвардейский и Первомайский районы.

   Теоретическая часть состояла из доклада директора Володарской средней школы Конновой Т.И. на тему «Школа полного дня как основа для формирования личности, адаптированной к современной жизни, с высоким потенциалом и высоким уровнем знаний» и выступлений заместителей директора по учебной, воспитательной работе. Проблема занятости детей полный рабочий день продиктована тем, что здесь собраны дети близлежащих школ: необходимо организовать подвоз учащихся в одно время, а также выполнение домашнего задания и посещение кружков, факультативов, музыкальной школы, различных студий. Представленные уроки (их было 13- математика во2, 3, 7 и 10 классах, русский язык во 2, 4, 6, 8, 11 классах, английский в 5 классе, информатика в 9 классе, химия в 10 классе, технология в 11 классе) и следующие за ними уроки самоподготовки позволили судить руководителям ОУ об организации учебной работы в школе в отличие от групп продленного дня.

Творческий отчет «Дом, в котором мы живем» показал систему воспитательной работы в школе. Идея данного представления была создать образ школьного дома через живые выступления детей, педагогов, родителей, представителей организаций, с которыми сотрудничает ОУ (ветераны труда, глава администрации сельского совета, преподаватели музыкальной школы, библиотекарь и культработник клуба, военком, зам. генерального директора предприятия- спонсора «Оренбург –алко», бывшие учащиеся школы).

Хорошей находкой считаем интервью, взятое у ректоров, проректоров, зав. кафедр университетов об успехах учащихся медалистов - бывших выпускниках этой школы, которое было показано в фильме о школе.  Такая форма работы позволяет отслеживать успехи детей после окончания школы и иметь обратную связь с вузами.

Но самой значимой частью мастер - класса был круглый стол на тему «Школа и социум: взаимодействие и развитие», на котором были подведены итоги работы. Были сделаны «домашние заготовки» зав. РМК районов и подготовлены для выступления участники конкурса «Лидер образования Оренбуржья» Сараев В.Ф.- руководитель Лабазинской средней школы и Морозов Н.Д. –директор Тоцкой средней школы. Их выступления продолжили тему семинара и показали возможные формы работы их ОУ.

По итогам мастер-класса были сделаны следующие выводы:

·             Признать проведение мастер - класса полезным в ознакомительном плане,

·             Отметить четкую организацию и проведение мероприятия,

·             Обобщить работу Володаровской средней школы в форме ИПМ, заложить материалы мастер-класса в информационный заместителя банк; подготовить материалы мастер-класса на электронном носителе для распространения заинтересованным ОУ

 

«Подготовка крестьянина – профессионала через профилизацию в сельской школе» (Ключевская СШ Беляевского района)

 

Теоретическая часть мастер - класса была представлена выступлением директора школы Губий Л.В., заместителя директора по УВР Шейко Л.А., заместителя директора по ВР Лысяковой Н.И., представителя ЗАО «Ключевское» Зингера С.Н.

Основные ориентации образовательной деятельности детей Ключевской школы - формирование у учащихся отношения к земле и к крестьянскому труду как важнейшему достоянию человечества.

Профильное образование способствует решению следующих задач:

- выявлению социально-профессиональных ориентаций, интересов, предпочтений детей и родителей;

- формированию устойчивого интереса детей к сельскому образу жизни;

- раскрытию сельского образа жизни для учащихся в лучших традициях и перспективах;

- воспитанию биологически, экологически и экономически грамотного землепользователя.

В школьную программу входят такие дисциплины как «Основы животноводства», «Основы домоводства», «Основы машиноведения». В 2001-2002 г. введен естественно-научный профиль, увеличено число часов по физике, химии, биологии. Введены элективные курсы по экологии, основам природопользовния, агрохимии. В 2002-2003 г. открылся гуманитарный профиль для углубленного изучения русского языка, истории, литературы.

Сформирован собственный учебный план в пределах нормативного учебного времени, установленного СанПиНами.(36 часов.)

Создан «ресурсный центр» на базе Ключевской школы с хорошо развитой материально- технической базой, вокруг которой объединились несколько ОУ. Открыта профильная группа от Саракташского ПУ- 56 в количестве 21 чел, где обучаются дети из 3 населенных пунктов Ключевского сельсовета. Выстраивается индивидуальная образовательная траектория обучения ребенка на старшей ступени.

Воспитательная программа основана на трудовом воспитании детей, стержень содержания образования – сельскохозяйственный труд. Учебно- опытный участок предполагает обучение исследовательской деятельности, работу в полеводческих бригадах.

Практическая часть знакомила присутствующих с особенностями организации работы в школе, через показ профориентационной деятельности центра труда и занятости, практическое занятие в учебных мастерских, работу школьного музея, фрагмент урока в 3 классе «Будь достоин высокого звания - хлебороб».

Завершил работу круглый стол, на котором были подведены итоги мастер - класса, выступили заведующая РОО Беляевского района Ихнева Н.И., зав. УМК руководящих кадров ИПКРО Ямщикова Л.И., представитель ЗАО «Ключевское» Зингер С.Н. директора ОУ области.

Решение:

1) Отметить хорошую организационную и содержательную работу Ключевской средней школы;

 2) Выразить благодарность отделу образования Беляевского района за организацию мастер- класса;

 3) Обобщить опыт работы Кючевской средней школы в форме ИПМ.

 

«Организация работы гимназии г. Бугуруслана в условиях модернизации регионального образования»

 

Тема: «О некоторых подходах к организации профильного обучения в гимназии как средстве индивидуализации работы с одаренными детьми в условиях модернизации регионального образования».

13 ноября 2002 г. состоялся  мастер-класс, который проходил на базе гимназии №1 г. Бугуруслана (научный руководитель гимназии №1 г. Бугуруслана - Зотова Н.К.- ректор ООИПКРО, к.п.н.) для руководителей ОУ и зав. РМК/ГМК в рамках изучения и распространения передового педагогического опыта в условиях модернизации регионального образования.

В мастер-классе принимали участие 71 человек из 7 территорий: г.Бугуруслан, Бугурусланский район, Северный район, Асекеевский район, Матвеевский район, г.Бузулук, и Бузулукский район. В среднем присутствовало7-8 человек с методистом или специалистом РМК/ГМК.

Теоретическая часть семинара состояла из докладов директора гимназии №1 Отдушкина Г.С.: «О концептуальных и научно- технологических подходах в работе с одаренными детьми в условиях деятельности гимназии» и заместителя директора по научно- методической работе Пешковой Т.И. « О некоторых результатах и проблемах организации научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов гимназии».

Гимназия как ОУ требует особого подхода к конструированию образовательной деятельности. Составной частью учебных программ является содержание и методическое обеспечение самостоятельной образовательной деятельности учащихся, включающей элементы научно-исследовательской, опытно-экспериментальной  деятельности и деятельности творческого характера. Основой для реализации образовательной программы гимназии являются информационная культура, языковая подготовка, широкое гуманитарное образование, прогимназическое обучение.  В рамках профилизации гимназии модель предусматривает разнообразные комбинации учебных предметов: интегрированные курсы обществоведения  и естествознания для естественно-математического, технологического, гуманитарного профилей и элективные курсы.

Профильное образование осуществляется путем внутришкольной профилизации и сетевой организации. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. В исследовательской деятельности гимназии используются различные  типы исследований: научное педагогическое (эмпирическое) исследование и прикладное, проектировочное и рефлексивное.

Практическая часть была представлена различными формами работы ученического и педагогического коллективов.

Работа научно-методического совета была показана на заседании НМС на тему: «Дидактические характеристики индивидуальных проектов и календарь работы над учебными проектами». Руководитель данной мастерской, завуч по НМР Пешкова Т.И., рассказала о роли и значении метода – проектов, о трудностях, возникающих в работе над ним. Большое значение принадлежит коллективности в работе, успехам и неудачам, т.к. неудачно выполненный проект имеет большое положительное значение.

Слушателям были предоставлены дидактические материалы, характеризующие учебные проекты. Как наглядное пособие был представлен паспорт проектной работы. В заключение заседания совета был утвержден график защиты проектов.

Два заседания научных обществ «ЛИРА» и «ПОИСК» посвящены проблематике предметных исследований на примере филологических и естественно- научных дисциплин.

Психологическое обеспечение научно-исследовательской деятельности получила совместная работа участников и слушателей по программе «ИБИС», которую проводила психолог гимназии Алексеева Т.Н.

В качестве рефлексии семинарского занятия по форме мастер-класса был проведен круглый стол, который вел преподаватель ООИПКРО и  ОГПУ Сорокин О.Н.- кандидат исторических наук. Тема круглого стола: «Научно-исследовательская деятельность как один из подходов профилизации в условиях модернизации регионального образования».

Участникам предложили ответить на следующие вопросы:

·         Какие условия могут обеспечить мотивацию работы учащихся и учителей по созданию научно-исследовательских проектов?

·         Какие виды презентации Вы знаете? Какие из них считаете самыми удачными?

·         Какие новые впечатления появились у Вас о научно-исследовательской деятельности проводимой в гимназии?

·         Что нового Вы взяли для себя?

·         Проводится ли научно- исследовательская деятельность в Вашей школе? Если нет, то почему?

Итоги мастер - класса:

1.                              Мастер класс имеет большое практическое значение, т.к. организацией исследовательской деятельности в школе, гимназии, колледже занимаются немногие ОУ, форма работы новая, мало изученная.

2.                              Исследовательская деятельность в ОУ побуждает учащихся к самостоятельности, деятельности, креативности мышления.

3.                              Высокая заинтересованность данной темой руководителей ОУ дает основание верить, что мастер-класс послужит толчком  для создания условий учащимся своих образовательных учреждений к ведению научной исследовательской деятельности.

4.                              Материалы конференции заложить в форме ИПМ (информационно=педагогического модуля).

 

«Профилизация сельской школы» (Новониколаевская школа Гайского района)

 

Мастер – класс был проведен 27 марта 2003 г. В нем участвовали руководители образовательных учреждений и заведующие РМК/ГМК Восточной зоны.

Цель мероприятия: осмысление практического опыта профильного образования в  сельской школе на примере Новониколаевской средней школы Гайского района.

Предполагаемый результат: знакомство руководителей ОУ области с опытом работы данной школы, анализ результатов собственной деятельности по вопросам профилизации (рефлексия).

План проведения

Теоретическая часть.

1.Информация о профилизации в школах Гайского района.

(Китаев М.Н., начальник Гайского РОО);

2.Переход сельской школы на профильное обучение.

(Иванченко В.С., директор Новоархангельской средней школы);

3.Условия создания образовательной среды в реализации программы профильного обучения.

(Ящухина М.В., заместитель директора по учебно - воспитательной работе);

4.О повышении воспитательного потенциала  в условиях профессионального обучения.

(Каракоцкая Е.В., заместитель директора по воспитательной работе.)

Практическая часть.

1.                 Знакомство с материально- технической базой школы.

2.                 Показ фрагментов уроков преподавателей технологии:

 

·   Моделирование плечевых изделий. (9класс, учитель Хмеленко Г.А.)

·   Лабораторно- практическая работа: «Проверка и регулирование распределительного механизма». (10 класс, учитель Шинкаренко А.В.)

Подведение итогов.

Круглый стол по вопросам профилизации сельской школы.

(Ведущий круглого стола -  Рытов А.И., к.п.н., директор  Орского филиала ООИПКРО).

На круглом столе обсуждались вопросы:

1.                 Какие особенности организации профильного обучения в сельской школе Вы видите?

2.                 Насколько материально – техническая база сельского ОУ позволяет организовать профильное обучение? Разнообразны ли направления этой деятельности?

3.                 Как меняется содержание образования Вашего ОУ при переходе на профильное обучение?

4.                 Есть ли будущее у профильного образования в регионе? Считаете ли Вы целесообразным перевод всех ОУ на профильное образование?

5.                 Поделитесь «находками», которые Вы считаете, что у Вас есть, при организации профильного обучения в районе?

Обобщая сказанное, можно отметить, что мастер классы, проведенные УМК руководящих кадров в 2002-2003 уч. году, имели большое значение для осмысления идей Концепции модернизации регионального образования, изучения опыта работы передовых школ области. На следующий учебный год планируется продолжить данную работу, поднять новые актуальные темы для системы управления образованием, привлечь другие образовательные учреждения и учреждения – партнеры к диалогу, обмену мнениями, поиску новых путей решения.


Закрыть ... [X]

Мастер-класс "Роль заместителя директора школы в формировании." Букет для невесты канзаши мастер класс


Что такое мастер класс заместителя директора Презентация на тему: "Технология проведения «Мастер - класса»."
Что такое мастер класс заместителя директора Методические рекомендации. Мастер-класс как форма информального
Что такое мастер класс заместителя директора Методические рекомендации Что такое мастер-класс? Мастер-класс
Что такое мастер класс заместителя директора Мастер-класс «Технология кейс-стади в работе с заместителями.»
Что такое мастер класс заместителя директора Сценарий мастер-класса «Система внутрифирменного повышения.»
Что такое мастер класс заместителя директора Мастер - класс для директоров